boss

Как правильно организовать работу коллектива

Во всем должен быть порядок.

В том числе и в работе каждого предприятия. Конечно, если число сотрудников едва достигает десятка человек, то организация их труда вряд ли вызовет у руководителя какие-либо сложности.

Но что делать, если штат сотрудников перевалил за сотню, а то и тысячу?

Как держать все под контролем, не упустить из виду чего-то важного? Как сделать так, чтобы каждый человек и коллектив в целом работал эффективно?

По словам героини кинофильма «Москва слезам не верит», главное научить троих, а потом количество уже не имеет значения. То есть возникает потребность в создании многоуровневой системы управления персоналом.

Руководитель уже не может управлять подчиненными, ставя задачи непосредственно перед каждым сотрудником. В современных условиях на помощь топ-менеджерам приходит регламентация деятельности персонала.

Задача руководителей разных уровней – организовать и распределить работу между сотрудниками таким образом, чтобы их представление о том, каких результатов в конечном счете ждет руководство компании, было максимально точным.

Регламентация деятельности

Это отсутствие двусмысленности в организации труда. Существуют различные методы управления персоналом, выбор одного из которых зависит от того, насколько неукоснительно должны быть выполнены те или иные задачи.

Правила

Требования к сотрудникам, закрепленные в нормативных документах, находящиеся на особом контроле у ответственных лиц, невыполнение которых влечет за собой санкции различного характера, вплоть до штрафных или увольнения. К правилам относятся, например, технологии производства какой-либо продукции, требования охраны труда и тому подобное.

Нормы

Требования, формально нигде не прописанные, но, тем не менее, обязательные для выполнения. К ним относятся, например, правила трудового распорядка. Часто какие-либо нормы формируются в масштабе небольших подразделений – отделов, цехов, и контролируются на этом же уровне. Конечно, сотрудник, не выполняющий их, не будет уволен, но вот неодобрение коллектива вполне может почувствовать на себе.

Еще один способ управления поведением персонала – традиции.

Некая модель поведения, сложившаяся со временем, которая была принята руководством, и выполняется большей частью коллектива. Обычно благодаря таким традициям в коллективе поддерживается комфортная социально-психологическая атмосфера, формируется, так называемый, «командный дух». Однако здесь каждый волен выбирать сам – следовать традициям или нет, обычно это никем не контролируется.

Возникает закономерный вопрос – что же именно регламентировать?

Во-первых, конечно, функцию персонала, как каждого работника в частности, так и всего коллектива в целом. Делается это с помощью регламентирующих документов – штатного расписания, должностных инструкций, дополнительных соглашений и т.д.

Обычно работа по составлению подобных документов, а также контроль за соответствием выполняемой работы тому, что прописано в них, ложится на плечи кадровиков. Каких-то стандартов для должностных инструкций просто не существует, поэтому каждая компания опирается на собственный опыт в их составлении, чтобы организовать процесс труда с максимальной рациональностью.

Во-вторых, технологическую деятельность, использование ресурсов предприятия. Здесь используются различные технологические карты, инструкции. Под ресурсами понимаются не только материалы, но и финансы, и люди, и все, что делает функционирование предприятия эффективным.

Помимо нормативных документов, подробно раскрывающих роль каждого звена в цепочке производства, существуют и другие документы, упорядочивающие этот процесс. К ним относятся краткосрочные распорядительные документы – приказы, распоряжения, наряды, сопроводительные письма и прочее. Это способ непосредственной передачи поручения от руководителя исполнителю, требующий безотлагательного реагирования.

Нельзя недооценивать роль регламентирующих документов в функционировании предприятия.

Часто руководители пренебрегают ими, однако однажды составленные грамотные распорядительные документы могут существенно облегчить работу персонала разных уровней. Например, топ-менеждеру не нужно каждый раз вникать в различные нюансы производственного процесса.

Достаточно один раз утвердить ряд правил, сделать так, чтобы их однозначность не вызывала вопросов у подчиненных, и многие «бытовые» моменты просто перестанут возникать.

Непосредственным исполнителям, линейным руководителям регламент поможет разграничить зону ответственности каждого в случае, если имеет место «перетягивания одеяла на себя» или наоборот, исполнитель четко не определен, и никто не хочет браться за поставленную задачу.

При текучести кадров, составленные ранее инструкции, методические рекомендации избавят от необходимости бесконечно объяснять и показывать одно и то же вновь прибывшим работникам.

Составление подобных документов не требует от руководства значительных финансовых или трудовых затрат, однако с их помощью можно решить множество проблем, увеличить эффективность работы предприятия, что в конечном итоге может принести отличные результаты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *